cz
rus
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Пругонице, костел и замок
 
Юго-западная башня
Юго-западная башня "гласка" готического периода
Готическая башня старинного костела
Готическая башня старинного костела
В лоджи ризалита над главным входом в ареал во фронтальной части замка разместилась скульптура Вознесения Д.Марии, слева - фрагмент Малого замка, покрытого росписью в технике сграффито
В лоджи ризалита над главным входом в ареал во фронтальной части замка разместилась скульптура Вознесения Д.Марии, слева - фрагмент Малого замка, покрытого росписью в технике сграффито
Западное крыло замка
Западное крыло замка
Георгий Победоносец - сграффито в исполнении Г.Швайгера
Георгий Победоносец - сграффито в исполнении Г.Швайгера
Угловые эркеры, люнетовые карнизы, горизонтально расчлененные фронтоны, галереи с аркадами - типичные элементы ренессанса
Угловые эркеры, люнетовые карнизы, горизонтально расчлененные фронтоны, галереи с аркадами - типичные элементы ренессанса
Имитация средневекового колодца с копией ренессансного ограждения
Имитация средневекового колодца с копией ренессансного ограждения
Вместо снесенного южного крыла замка появилась баллюстрада, тесный дворик превратился в обзорную террасу с великолепными видами на парк
Вместо снесенного южного крыла замка появилась баллюстрада, тесный дворик превратился в обзорную террасу с великолепными видами на парк
Сведения об усадьбе Пругонице существуют с 12 века, когда в деревеньке находилась небольшая крепость, охранявшая подступы к Праге. Крепость была возведена в романском стиле, так же, как и соседний с ней костел.

КОСТЕЛ
========
Романский костел Рождества Девы Марии - самое древнее каменное здание поселения.
Постройка представляет собой костел трибунного типа, что означает, что он снабжен т.наз. «панской эмпорой» (трибуной, соединенной с жилой частью крепости для свободного выхода владельца во время службы).
Позднее, в конце 13 в., костел и крепость были перестроены в готическом стиле.

До сего дня в костеле, берегущем в своих недрах романскую основу, сохранилась настенная живопись, относящаяся к первой половине 14 в. Это – ценная, так наз. линейная роспись, представляющая тип готической живописи, характерный тем, что ведущим элементом росписи являлась линия, а цвет лишь заполнял плоскости между контурами (впоследствии, как известно, именно цвет становится основным элементом готической росписи, моделирующим пространство).
Не менее ценной живописью были и алтарные образы конца 15 в, созданные под влиянием позднеготического маньеризма работы Мастера Вейпрницкого. Готический створчатый алтарь этого костела заменен копией, оригинал с 1922 г. является частью коллекции НГ и его можно увидеть в монастыре св. Анежки Чешской.

Скульптура, изображающая св. Яна Непомуцкого была перенесена сюда с деревенской площади в начале 18 века.

В конце 19 в. в костеле прошли реставрационные работы, последняя реконструкция - в 1946 г.



ЗАМОК
=======
С какой бы стороны мы ни приближались к Пругонице, прежде всегда появляются башни импозантной постройки местного замка, удачно вписанной в живописный ландшафт местности.

Единственное, что осталось до наших дней на память от бывшей романской крепости - это остатки сторожевой башни: в начале 16 в. крепости в Пругонице не стало, вместо нее был возведен замок в стиле итальянского ренессанса, замкнутого типа постройка, окружающая квадратный дворик. В замковый комплекс входили также пивовар и хозяйственные постройки с хоздвором.

Пругоницкая усадьба с точки зрения хозяйственной никогда не имела особого значения, будучи владением, как правило, побочным, потому владельцы имения менялись довольно часто.
В 1669-1685 гг. имением владела пражская иезуитская коллегия св. Клементина.

В 1800 г. пругоницкую усадьбу покупает известный меценат граф Я.Н.Ностиц-Ринек, который приказал укрепления снести, а ветшающий замок реконструировать в классическом стиле.

Новый период в истории замка и парка начинается с 1885 года, когда внучка графиня Мария Антония Габриэла Ностиц-Ринек выходит замуж за графа Э.Э.Сильва-Тарукка, сына другого знатного мецената, также покровительствовавшего деятелям чешского искусства (в частности, художнику Й.Манесу) португальского знатного рода, австрийская ветвь которого поселились в Чехии.

В 1860-1936 гг. происходит грандиозная перестройка замка по проектам архитектора и живописца И.Стибрала, на этот раз стиль определяют под названием «чешский неоренессанс» (скорее, более уместно обозначение «псевдоренессанс», - с первого взгляда очевидна эклектическая перенасыщенность декоративными элементами различных нео-приемов, имитирующих прошлые стили). По всей вероятности, здесь проявилось не столько мелкопоместное проявление вкусов эпохи стилевого разброда в архитектуре, сколько желание графа создать акцент, работающий в качестве романтической кулисы для будущего (прославившего его имя на всю Европу) пейзажного парка.

Центральный ризалит над главным входом в ареал замка украшен пластикой Вознесения, вписанной в лоджию, а также центральной и боковыми башенками.
Фасад малого замка декорирован "под ренессанс" в технике сграффито.

Южное крыло замка было полностью снесено, после чего из замкнутого когда-то дворика получилась терраса с великолепным видом на Подзамецкий пруд и весь парк. Разрозненные хозяйственные постройки были объединены между собой и с костелом.

Угол западного крыла дополняет типичный для ренессанса эркер, дворовый фасад украшают аркадные галереи, лоджии, люнетный карниз и фронтоны, расчлененные горизонтальными карнизами.
Фасад западного крыла украшает фреска, изображающая Георгия-Победоносца работы иллюстратора чешских сказок Г.Швайгера.
Новая башня (явно неоготической формы, дополненная нео-элементами всех эпох) была богато отделана и даже снабжена декоративными деревянными бойницами.

В отделке интерьера большую ценность представляют некоторые ремесленные работы: резьба по дереву, кессонные потолочные перекрытия, металлическое литье. Копия пражской решетки украшает лишь имитацию традиционного колодца-кашны.

В связи со сложной послевоенной экономической обстановкой и опасностью гибели парка, граф был вынужден продать поместье государству.
После ремонта в замок Пругонице были перенесены гербарии Ботанического отделения Национального музея из главного здания на Вацлавской площади, а затем сюда перевелась Геоботаническая лаборатория Чехословацкой Академии Наук.

Начиная с 1962 г., т.е. со времен своего основания, в Пругоницком замке размещается Ботанический институт Академии Наук Чешской Республики.

Поскольку замок в целом закрыт для посетителей и не располагает экспозициями музейного характера (почти все, что было собрано владельцами в начале 30-х лет было перевезено в другие замки либо ушло с молотка), его главная роль заключается в том, что, великолепно вписываясь в окружающий пейзаж, он придает парку романтическую окраску.

(Небольшая выставка об истории замка, парка и владельцах все же существует, но попасть туда можно лишь по предварительной заявке (271 015 234, 604 382 448).

http://www.pruhonice-obec.cz/historie.htm
http://www.ibot.cas.cz/park/his.php
Автор: Лузгина Т.,
фото: Лядова Саша.
 
 
 
info Информация
 
Бесплатная туристическая карта для взрослых гуляк "Ночной План" на русском языке
Бесплатная туристическая карта для взрослых гуляк "Ночной План" на русском языке
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=27.02 CZK
1 USD=25.01 CZK
100 RUB=43.8 CZK
Всего на сайте
2297 рубрик
24254 статей
28182 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+