cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
ПРАГА РОМАНСКАЯ
 
Базилика св. Георгия
Базилика св. Георгия
Один из трех залов бывшего дворца в подвале дома № 222 на ул. Ржетезовой
Один из трех залов бывшего дворца в подвале дома № 222 на ул. Ржетезовой
Если есть желание познакомиться с романскими достопримечательностями, особенно в Старом городе, то прийдется спуститься в подземелье.
Уже после возникновения первых плотин на реке Влтаве, уровень воды значительно поднялся и часто весь Старый город заливался водой. Поэтому его жители начали поднимать земельное пространство города привозным грунтом. И тогда нижние этажи романских домов стали превращаться в этажи подземные, а некоторые из них превратились в двухэтажные подвалы. Вот таким образом и законсервировался этот архитектурный стиль, от которого бы иначе не сохранилось в городе столько памятников.

Это о том, что касается жилых построек. Постройки, представляющие культовую романскую архитектуру, остатки укреплений и законсервированные фрагменты других бережно сохраняемых романских памятников можно увидеть в историческом центре Праги.
Образцы и фрагменты сохранившихся построек романской архитектуры в Праге
 
Монастырь св. Георгия
Монастырь св. Георгия
Дом по ул. Ржетезова, 3
Дом по ул. Ржетезова, 3
Черная башня, Пражский град
Черная башня, Пражский град
Ротонда св. Мартина на Вышеграде
Ротонда св. Мартина на Вышеграде
В постройках Пражского града:

• Королевский дворец (сейчас - подвал дворца) с бывшей южной башней романских укреплений
• Части каменной кладки ротонды и базилики св. Вита под кафедральным собором
• Базилика св. Георгия (Йиржи)
• Черная башня с фрагментами крепостных укреплений
• Бывшая Белая башня и Епископская башня (составные части по центральной оси)
• Костел Девы Марии (части каменной кладки под западным крылом града)


За пределами града

• Страговский монастырь (части стен костела Девы Марии и здания конвента
• Крипта Бржевновского монастыря
• Костел св. Лаврентия на Петржине (остатки стен, теперь это преимущественно барокко, № 390)
• Костел Девы Марии под Цепью (южная часть поперечного нефа базилики и части стен Велкопршевовского дворца - № 485)
• Малая Малостранская мостовая башня
• Бывший Юдитин мост
• Ротонда св. Креста , ул. Каролины Светлой
• Костел св. Мартина в стене (часть каменной кладки)
• Костел св. Вацлава на Здеразе (остатки романской башни на фасаде и элементы
в теле нефа)
• Ротонда св. Лонгина, ул. «На рыбничке»
• Базилика св. Лаврентия (остатки северной апсиды – северная и западная части, № 14)
• Ротонда св. Мартина на Вышеграде
• Костел св. Петра (западный двухбашенный фасад и две опоры главного нефа)

* Дом господ из Кунштадта (Ржетезова, 3) и другие РОМАНСКИЕ ДОМА, сохранившиеся в подвалах домов на Старом Месте


Перечень взят из книги «ПРАЖСКАЯ АРХИТЕКТУРА»
Известные постройки одиннадцати столетий
Авторы: Я.Станькова, О.Штурза, С.Водера
 
РОМАНСКИЙ ПЕРИОД, градостроительная ситуация
 
Итак, продолжим разговор о формировании и историческом развитии города.

Прага 10-13 в, т.е. в период, называемый романским, переживает постепенный переход от поселения деревенского характера к типу города, который развивался в античный период на территории римской империи и формировался во время раннего феодализма в соседней Германии.

Уже упомянутые городище и поселение в течение нескольких веков находились в постоянном контакте. Вместе с ростом политического значения Пржемысловичей, росло не только значение их городища (а также городища Вышеградского), но и значение подградья, возникшего у подножья холма, где это городище находилось, на левом и правом берегах Влтавы, через которую был переброшен первый мост.

К концу романского периода, отмеченного небывалым экономическим подъемом государства, поселение на правом берегу реки имело богатые каменные опоковые дома и церкви самых различных типов: центрические, удлиненные в плане однонефные и многонефные. Таким образом, это поселение поднимается до уровня настоящего города.

Характеристика стиля.
 
ротонда св. Креста на ул. Каролины Светлой
ротонда св. Креста на ул. Каролины Светлой
Остатки капеллы св. Маврикия при бывшем епископском доме, Пражский град
Остатки капеллы св. Маврикия при бывшем епископском доме, Пражский град
Главная черта романского стиля в архитектуре средневековой Европы - массивность храмов, замков и городских укреплений. большие, тяжелые стены, на которых мало деталей и украшений, узкие проемы.

От романских построек веет силой и мощью.Суровая действительность: набеги, захваты, сражения - заставляла строить крепости и храмы, похожие на крепости. Обычно эти постройки возвышались на холмах. У них нет архитектурных излишеств, всем своим видом они словно угрожают неприятелю.

Романская архитектура являет собой дальнейшее развитие древнехристианских базилик.
Отличительные особенности периодов романского стиля:
• Раннероманский стиль (конец 10-нач. 11 в.) – строгость, простота, отсутствие украшений, плоские деревянные потолки и неорнаментированные капители колонн;
• Среднероманский (11-нач. 12 в.) – замена плоских потолков сводами, сначала цилиндрическими с последующим переходом к крестовым сводам, появление украшений: ложно аркадные фризы, так наз. трифории, орнаментированные порталы и такие же капители колонн;
• Позднероманский период (до середины 13 в.) вырабатывает черты, впоследствии окончательно развивающиеся в готической архитектуре -стрельчатая арка и др.

РОМАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, подобно древнехристианским, образует три нефа: средний - высокий и два боковых, ширина и высота которых вдвое меньше ширины в высоты среднего.

С восточного конца нефов к ним примыкает трансепт, сильно выступающий из общего корпуса и имеющий с восточной стороны три абсиды: две малые по бокам и большую посредине.

Перед этой последней расположено пространство хора. Пол абсиды и хора, а иногда и всего трансепта, лежит выше, чем пол в остальном пространстве.

Под этой возвышенной частью помещается обширная крипта, в которой устраиваются алтари, и где покоятся мощи святых или хоронятся знатные лица. Боковые нефы отделяются от среднего колоннами или пилястрами.

Характерной чертой стиля в храмовой архитектуре также следует признать обильное применение сводов.

Колокольни первоначально играли роль дозорных башен и ставились отдельно от церкви.
Далее появились две башни на краях фасада, пара башен над концами боковых нефов, примыкающих к трансепту, башня над пересечением этого последнего со средним нефом.

Романские храмы украшали в основном скульптура и декоративный рельеф. Несмотря на церковную строгость, у подножий колонн, на окнах, у дверей появляются изображения диких львов, кентавров, химер (полуящериц-полуптиц). Вероятно так средневековые художники представляли себе лики дьявола. Эти образы пришли из сказок, басен, фольклора - народного творчества.

Порталы (в больших храмах их было три) в западном фасаде отличались роскошной орнаментацией.
Над входной дверью образовывалось полукруглое пространство, называющееся тимпаном; оно почти всегда было заполнено рельефом.

Над порталом в позднюю пору романского стиля появилось украшение в виде большого, круглого фигурно разделанного окна - так называемые розы.

В храмах скульптурой украшались, главным образом, порталы, капители колонн, саркофаги, ракии для мощей святых и т.п., а также более мелкие поделки - дарохранительницы, епископские посохи и тому подобное.Первоначально произведения романской пластики отличались неумелой, грубой работой, но затем, совершенствуясь, достигли своеобразной красоты.

Настенная живопись была очень распространена в романских храмах; кроме того, для украшения применялись мозаика и живопись на стекле.

 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.69 CZK
1 USD=21.74 CZK
100 RUB=37.85 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24407 статей
28312 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+