![]() ![]() |
||
Полезная информация
|
![]()
Прага >> Все о Праге >> АРХИТЕКТУРА ПРАГИ >> Классицизм и романтический историзм >> Романтический историзм
![]() I. Начало романтического историзма и неоренессанса Начиная с сороковых годов 19 в. архитектурный облик Праги начинает принимать весьма пестрый характер, новые объекты теперь отличаются большим разнообразием.
Показательные примеры: • Новый главный восточный фасад староместской ратуши, завершенный в 1848 г. в романтическо-готическом духе (уничтожен немцами в 1945 г.) успешно завершил западную часть площади. • Еще одна бывшая постройка – центральный вокзал с двумя башнями (1842, перестроен), несущий черты классицизма и элементы раннего ренессанса. Решение интерьеров обоих вокзалов (центральный и Масариков) с колонными залами было определенно классическим. В этот переходный период еще под влиянием поздней классики возникают новые гражданские объекты: • Большая казарма рядом с карлинским ж/д виадуком; • Городская купальня на малостранском склоне Летны (между капеллой св. Марии Магдалины и Страковой академией, арх. Й.Краннер), облагорожена портиком с дорическими колоннами и треугольным фронтоном. (Общественная купальня, построенная в 1840 г., была первой пражской общественной баней и служила по своему назначению более 150 лет. После наводнения объект реконструирован, теперь это эксклюзивный мужской клуб с казино). • Обновление Королевского летнего дворца под руководством Б.Грубера. Активность, связанная со строительством частного жилья, развернувшаяся в полную силу в середине 19 в., привела к началу замены старых домов на более высокие новые с новой планировкой, соответствующей современным требованиям. Процесс не ограничился отдельными объектами, как это было прежде, рост этажности охватывал целиком группы домов и кварталы. Прежде всего, это коснулось Нового Места и Староместских окраин. Новым в процессе роста этажности и перестройке кварталов становится отход от монотонности экстерьеров уходящего классицизма и применение при разбивке фасадов новых элементов, например, тосканского ордера. Тосканские пилястры - характерный элемент декора для таких новых крупных наемных домов, как «Платиз» (главный фасад решен в классике, историзм проявился в решении входной группы) на Национальном проспекте или карлинская «Красная звезда» на Соколовской, 5. Дата публикации: 30.03.2006 II. Романтический историзм и ранний эклектизм Романтический историзм и ранний эклектизм, проявился в так наз. "втором рококо (барокко)", раннем неоренессансе и неоготике, пришедшей из Англии:
• При застройке новой пражской набережной им Сметаны. • Напротив нового (Масариковского) вокзала в 1847 г. по проекту Й.О.Краннера возводится 4-х этажное здание Десфоурского дворца с новым подходом решения внутренней планировки и парадным решением интерьера входной группы. Угловой главный зал на втором этаже с прилежащим салоном оформлены в стиле «второго барокко»: стены отделаны под искусственный мрамор, потолок расписной. Решение фасадов напоминает раннефлорентийский ренессанс. • Романтическое обращение к стилю «второе барокко» или ранняя эклектика – в таком направлении реконструированы салоны Коуницкого дворца на ул. Панской (арх. К.Пршедак, 1843-44). Здесь представляет интерес решение торжественного двусветного зала и др. помещений. • Английский классицизм 18 в. был взят за образец при решении художественного оформления главного зала Кайзерштейнского дворца на Малостранской площади. Не только отголоски раннего ренессанса и барокко стали предвестниками наступающего эклектизма. Дома, перестроенные под отели с кофейнями и другие новые объекты уже представляют собой пестроту заимствований элементов из различных стилей. Неоготика, ярко проявившая себя в конце века, черпающая тогда свои идеи под сильным влиянием Английской романтики, появляется уже в середине 19 века. В стиле английской неоготики решены: • Аерентальский дворец (Пршедак-Грубер, 1847), ул Штепанска, • Монументальный 5-этажный Шликовский дворец, угол Национального проспекта и Спаленной ул. (Краннер, 1848) был решен в духе тудорской поздней готики (снесен в 1938 г., на его месте стоит сегодняшний супермаркет TESCO). Еще примеры пражской романтической неоготики: • Перестройка дворца графа Туна на Тунской ул., где, согласно хроникам, в 1787 г. по приглашению графа останавливался Моцарт с Констанцией (этот объект прошел через ряд перестроек: из ренессансного в барочный, затем в классический), английская неоготика проявилась в решении входной группы с башней (Пршедак-Грубер, 1850) и английского сада с ограждением (Мичи, 1864 – 1867), сейчас это английское посольство. • Неоготическая реконструкция южного крыла Староместской ратуши (Грубер, 1853-57. Спустя четверть века осуществилась перестройка объекта в стиле неоренессанс (крайне негативно отразилось внедрение арх. Бельским в исторический организм ратуши новой лестницы). К удачным примерам решения домов в стиле неоготика можно отнести: • Дом на Гибернской, № 1009 (Никлас, 1856) с неоготическим эркером и другими элементами, • «Тесаржув дом» На Поржичи, №1061 (Кудлачек, 1862), главный фасад • Автором романтическо-готической реконструкции бывшего монастыря сервитов На Слупи (адаптация в больницу), № 450 является Бернард Грубер, 1856 г., реготизация Благовещенского костела проходила в 1858 – 1863 гг. Пеструю мозаику пражской архитектурной среды дополнило применение стиля под названием «второе барокко» или неорококо, который на сей раз не пожелал остаться лишь в интерьерах, «отважившись выйти наружу»: • Перестройка бывшего Монетного двора, позднее земского суда на Целетной (арх. Малички). Формообразование фасада здания представляет причудливую смесь переработки ренессанса, барокко и классики. • Решение фасада бывшего Сталлбургского дворца на ул. Панской, № 895 еще богаче: он густо покрыт мелкими членениями декора на основе барочной схемы и представляет собой краткий эпизод, исчезающий в море эклектизма второй половины 19 в. Все вышеперечисленные объекты появились в течение 80 лет, с 1780 по 1860, на территории нынешнего центра, зажатой крепостными стенами, в условиях надвигающейся промышленной революции с вытекающими последствиями. Городское ядро в те времена сжимали два промышленных предместья. Прошедший период не являлся звеном цепи цикла предыдущего развития, скорее наоборот, символизировал начало новой эры. Дата публикации: 31.03.2006 РОМАНТИЗМ Основные пражские объекты, характеризующие неоготику и неороманский стиль:
Н Е О Г О Т И К А • Кафедральный собор св. Вита - достройка • Костел св. Петра и Павла на Вышеграде - достройка • Новое пробство с капеллой св. Клемента • Пражский родильный дом • Кафедра физиологии Карлова университета (бывшая больница пражского купечества) • Костел св. Людмилы (пл. Мира) • Костел св. Прокопа • Ланнов дворец, Гибернская улица, № 1030 • Майселова синагога • Летний дворец в Стромовке • Костел св. Антонина в Голешовицах • Монументальные памятники на Сметановой набережной и площади Крестоносцев НОВОРОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА • Музей почты (бывший монастырь бенедиктинок с костелом св. Габриэла) • Костел св. Кирилла и Мефодия ( в Карлине) • Дом (ср 243) Государственного еврейского музея ПАРКИ И УСАДЬБЫ • Хотковы сады • Стромовка • Усадьба «Гадовка» • Усадьба «Кламовка» • Усадьба «Цибулька» Дата публикации: 30.03.2006 |
![]() 1 EUR=26.08 CZK
1 USD=21.48 CZK
100 RUB=28.58 CZK
2302 рубрик
24195 статей
27518 иллюстраций
|
![]() Все материалы нашего сайта можно использовать абсолютно бесплатно, но с единственным условием: ссылка (hyperlink: <a href ="http://www.iLoveCz.ru" >Туристический портал о Чехии - iLoveCz.ru</a>) на источник обязательна! Причем, использование в ссылках на наши новости атрибута rel="nofollow" это нарушение копирайта! programming by Nikolay Kulbakov/design by Marian Fusek - Embrace.cz |