cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Кукс - бывший престижный европейский курорт, прославившийся великолепием пластического убранства
 
Госпиталь в Куксе
Госпиталь в Куксе
"Добродетели"
Первая пластика мастерской Брауна появилась на террасе перед костелом
Первая пластика мастерской Брауна появилась на террасе перед костелом
Парк ареала также украшен барочной пластикой
Парк ареала также украшен барочной пластикой
Фрагмент каскадной лестницы, ведущей к бывшему замку
Фрагмент каскадной лестницы, ведущей к бывшему замку
Лапидарий в Куксе
Лапидарий в Куксе
В госпитале разместился аптекарский музей с историческим мобилиаром
В госпитале разместился аптекарский музей с историческим мобилиаром
В 145 км от Праги на берегу реки Эльба в предгорье Крконоше есть живописное место, где природа и творчество в стиле высокого барокко выступают в гармоничном единстве.

В нынешнем Куксе мы можем увидеть лишь малую часть былого великолепного архитектурного ансамбля, возникшего в начале 18 в. при графе Ф.А.Шпорке. Среди остатков прежней роскоши – здание госпиталя с церковью Святой Троицы с великолепным скульптурным убранством в стиле высокое барокко.

В течение 20 лет здесь возникали водолечебница, замок, госпиталь, ипподром, целый ряд зданий, предназначенный для гостей, театр, трактиры, «дом философов», хозпостройки, дома для прислуги и много других зданий. Весь ансамбль был подчинен единой художественной концепции, в которой проявилось стремление к точной симметрии, строгости и равновесию. Доминантой левого берега реки являлось 4-х этажное здание дворца, на правом берегу расположился госпиталь и костел с фамильным склепом рода Шпорк.

Долина реки между этими зданиями была превращена в обширный богато пластически оформленный парк с отдельными скульптурами, скульптурными группами, фонтанами и другими малыми декоративными формами – все это образовывало единое целое, потрясавшее одновременно своим богатством, исключительным художественным вкусом и виртуозным мастерством исполнения.
Но отчего вся эта роскошь возникла в таком отдаленном месте, и кто был ее создателем?
В 1662 г. поместье Кукс купил генерал австрийской кавалерии граф Ян Шпорк, а после оно перешло по наследству к его сыну Франтишеку (Францу) Антонину. В то время Кукс был небольшим селением, где владельцы имения никогда не жили. Но недалеко от него находились уже тогда известные целебные источники, вода которых излечивала от разных болезней.

Престижный курорт
В 1695 г. граф Шпорк, исключительно образованный и просвещенный для своего времени человек, послал образцы из этих источников для анализа в пражский Карлов университет. Получив в следующем году положительный ответ, он решил превратить Кукс в курорт, соперничающий с Карловыми Варами. Свои планы граф начал реализовать без промедления. Решив сделать Кукс местом своей резиденции, в первую очередь он строит там дворец и курортные здания, которые своим комфортом и богатством действительно превзошли все курорты, известные до тех пор. Одновременно на противоположном берегу строится огромный по тем временам госпиталь с костелом и рядом скульптур. Так возник ансамбль, не имеющий себе равных не только в Чехии, но и за ее пределами. Однако, к сожалению, до наших дней постройки на левом берегу реки не дошли, они постепенно старели и разрушались, так что в 1901 г. был снесен и дворец.

Госпиталь с костелом
От всего великолепного ансамбля сохранился лишь госпиталь и находящийся возле него скульптурный ансамбль. Госпиталь был предназначен для старых солдат, участников турецких войн, инвалидов и состарившихся подданных. В тот период основание такого госпиталя было проявлением исключительного гуманизма со стороны графа.
Здание строилось с 1708 по 1719 г., автор проекта Д.Б.Аллипранди. На фоне здания госпиталя рисуется силуэт костела св. Троицы. Благодаря совершенству арх. композиции, равновесию всех элементов и внушительной монументальности, здание костела по праву считается одним из лучших памятников архитектуры зрелого барокко.

СКУЛЬПТУРНОЕ УБРАНСТВО
Изумительным совершенством планировки отличается решение пространства перед костелом. Оно представляет собой террасу, являющуюся центром, к которому сходятся два ряда скульптур, созданных М.Брауном и его мастерской.
Благодаря встрече образованного феодала с темпераментным и страстным художником (по мнению некоторых источников, первая их встреча произошла в Италии), стало возможным создание исключительных произведений искусства небывалого количества и качества.
Браун выполнял заказы графа с перерывами в течение 20 лет.

Первая партия скульптур для оформления террасы была заказана в 1712 году.
Вначале это было 8 скульптур, олицетворяющих Блаженство. Поскольку в это время Браун имел много других заказов, скульптуры были изготовлены по его эскизам местными каменотесами и их неопытными помощниками в оборудованной Шпорком мастерской. Судя по всему, они же создали фигуры Скорбящего Ангела и Ангела Блаженной смерти. Этими фигурами начинаются ряды аллегорий Пороков и Добродетелей.
На этом окончился первый этап сотрудничества М.Б.Брауна с графом Шпорком. На этом этапе мастерство Брауна не проявилось в полную силу, т.к. скульптуры практически создавались деревенскими мастерами.

Другая фаза началась в 1717 г. созданием монументальной скульптуры, олицетворявшей Религию. И хотя здесь уже чувствуется рука мастера, однако видна и работа помощников.
Вершины интенсивности как в художественном плане, так и в количественном отношении достигает работа Брауна и его помощников в Куксе в 1719 г., когда ими было создано перед левым крылом госпиталя 12 фигур аллегорий Добродетелей: Вера, Надежда, Любовь, Терпение, Мудрость, Доблесть, Стыдливость, Усердие, Щедрость, Искренность, Справедливость (Воздержание перенесли во двор) и 12 фигур олицетворяющих Пороки перед правым крылом: Гордость, Скупость, Зависть, Разврат, Обжорство, Гнев, Лень, Отчаяние, Легкомыслие, Клевета, Коварство (фигура Обмана заменена).

Размер всех фигур – выше человеческого роста, вытесаны из местного твердого песчаника. На некоторых пластиках фрагментарно сохранилась первоначальная полихромия, главным образом, остатки красной краски.
Разумеется, такое количество изваяний Браун не мог создать сам. Ему, несомненно, помогали члены его мастерской, в которой работали опытные скульпторы. Так или иначе, это – Браун. Как точно об этом сказал Э.Похе, они "представили его не только как выдающегося творца, но и как предприимчивого скульптора, который смог удержать коллектив сотрудников приблизительно в линии своего стиля, а также на одинаковом художественном и техническом уровне". Созданием этих аллегорий закончилось вторичное пребывание Брауна в Куксе.

Но неутомимый оригинал граф Шпорк уже задумал новое: создание обширного природного парка с обителями пустынников, в котором должны быть органично закомпонованы пластика и архитектура, чтобы получился некий уголок для медитаций.

http://www.novyles.cz/cz/home.html
http://www.kuks.cz/
БЕТЛЕМ
 
http://www.novyles.cz/
http://www.novyles.cz/
Впоследствии, несмотря на большое количество заказов, Браун еще несколько раз побывал в Куксе, чтобы увеличить его и без того богатое скульптурное оформление.
В один из таких приездов в находящемся поблизости лесу и был создан рельеф с изображением св. Франциска со стигматами.

Дело в том, что в то время граф Шпорк основывал в окружающих Кукс лесах обители пустынников, украшая их различными пластиками.

Знаменательным годом для Кукса и Брауна был год 1726, когда он получил заказ: заполнить лес около деревни Жирец монументальными пластиками. Сейчас это место известно под названием Бетлем (Вифлеем).
История возникновения Бетлема весьма драматична, так как при осуществлении своего плана граф Шпорк столкнулся с сопротивлением жирецких иезуитов. А это был слишком могущественный противник. Иезуитам удалось добиться того, чтобы работы постепенно замедлялись, а в 1739 г. совсем остановились. Шпорк был провозглашен еретиком, в результате чего была изъята его обширная библиотека, подверглись обыску его поместья, а сам граф должен был заплатить большой штраф. Много книг, признанных иезуитами вредными, было сожжено. Тяжба с иезуитами продолжалась несколько лет, однако Браун смог продолжить начатую работу в 1731 г.
Но вернемся к Бетлемской пластике.

Итак, во время первого этапа были созданы: рельеф со сценой явления св. Губерта и скульптуры св. Марии Магдалины, Иоанна Крестителя, отшельника Онуфрия, Гарино и колодца Якуба; во время второго – рельефы с изображением сцены Рождества Христова и Поклонения волхвов. Так окончился третий и последний этап работы Брауна в поместье графа Шпорка.

ПЛАСТИКИ ПЕРВОГО ЭТАПА СЧИТАЮТСЯ ЛУЧШИМИ не только в творчестве Брауна. Они являются СКУЛЬПТУРНЫМИ ШЕДЕВРАМИ ВСЕГО ПЕРИОДА БАРОККО.

Скульптура Бетлема характеризуется драматичностью, динамикой и жизненностью выражения, отличаясь при этом строгой подчиненностью определенной системе.
Это не означает, что вторая группа второразрядна или плоха. В отличие от первой группы, произведениям второй свойственны приглушенный драматизм, усиление повествовательного элемента, конкретизация и спокойствие.
Когда-то вся эта монументальная пластика была покрыта полихромией и позолотой, так что еще больше увеличивался экспрессивный и художественный эффект скульптур, размещенных в лесу, где свет и солнце еще более усиливали воздействие на очарованного зрителя.
К сожалению, нынешний Бетлем представляет собой лишь остатки былого великолепия. Время и, главным образом, люди разрушали творение, которое в первоначальном виде, несомненно, представляло собой вершину европейского искусства периода барокко. Опустошение и исчезновение части работ началось вскоре после смерти Шпорка в 1738г., затем во время вторжения войск во время войн за австрийское наследство. Кроме того, ареал понес изрядный ущерб в связи со строительством крепости Иозефов в конце 18 в., когда в окрестностях (!) недоставало камня.
В настоящее время от ареала осталась лишь его часть. Кроме скита капеллы св. Христа и других мелких построек и скульптур, здесь стояла когда-то пластическая группа с Христом, искушаемым Дьяволом, роспись по дереву с распятьем Христа, «аллея семи родников» с фонтанами из розового мрамора. Скульптуры Великого христианского борца «Милеса Христиануса», св. Иеронима с Ивом и Ангела Глории были позднее перемещены в сад госпиталя в Куксе.
Но и сейчас, несмотря на все потери, Бетлем без преувеличения можно назвать проявлением кульминации творческого духа периода барокко в Чехии.

 
Фестиваль «Theatrum Kuks 2005»: дань культуре эпохи барокко
 
С материалами Лореты Вашковой о многожанровом фестивале под названием «Theatrum Kuks 2005», состоявшемся на территории замка Кукс, где чередование жанров - оперы, театрального искусства, художественного чтения и музыки - во всей полноте позволяет ощутить дух эпохи барокко (где играли пьесу под названием "Граф Шпорк") можно познакомиться:
http://www.radio.cz/ru/aktualnyj/bogema

Интересная статья "Граф Франтишек Антонин Шпорк - человек, сражающийся с двуглавым драконом" Михала Лаштовички дополнит сухие биографические данные об этом необыкновенном представителе эпохи барокко:
http://www.radio.cz/ru/statja/46758
Дворянский род Шпорк
 
Род Шпорк в восточной Чехии основал Ян (Иоганн) Шпорк (1597-1679), уроженец Вестфалии. Во время 30-летней войны простой солдат крестьянского происхождения, проявив свои неординарные способности, стал полковником, затем генералом кавалерии и военным советником Фердинанда-III. Титул графа маршал Шпорк получил за очередную победу над турками. Среди дарованных и купленных им угодий в центральной и восточной Чехии – Лыса над Лабем и мн. др., среди прочих – Хоустниково Градиште с Куксом.
Интересно, что когда Ян Шпорк получил наследный графский титул, он, к удивлению двора, отказался платить за титул обычную таксу, написав при этом императору: «Дарованного графа не покупаю, а в купленном не нуждаюсь».
*********************************************************
Неординарным представителем рода стал и его старший сын и наследник Франтишек Антонин Шпорк (1662-1738), прославившийся как меценат, издатель, любитель охоты и владелец курорта. Он родился в г. Лыса над Лабем, учился в иезуитских колледжах, университет закончил в 16 лет, после чего много путешествовал по Европе: ездил во Францию, Нидерланды и Англию. На молодого графа особое впечатление произвел Версаль, околдовавший его великолепием архитектуры, богатством художественного оформления, а также образом жизни и пристрастиями придворной знати (музыка и охота).
По возвращению в родные края, легко добившись титулов и регалий «особы приближенной к императору», вплоть до звания «действительного тайного советника», обладая не только деньгами, титулами, но и образованностью и интеллектом, граф не примкнул к светскому образу жизни пражской знати; более политической карьеры его привлекала духовная жизнь, культура и искусство.
Шпорк предпочел жизненный стиль усадебного дворянина, окруженного великолепием в собственной усадьбе и дружбой с интересными для него людьми, талантливыми художниками, поэтами, композиторами.
Ф.А.Шпорк был натурой противоречивой. В силу своей бразованности и честолюбия, ему не раз доводилось участвовать в судебных процессах, не всегда успешных. Жители Кукса были избавлены от барщины, если служили в замке и на курорте. С одной стороны, граф не прощал своим подданным малейшей оплошности, с другой – сотня бывших военных, бедных стариков, больных и страждущих нашла приют в его госпитале с бесплатным содержанием. Это был азартный игрок, однажды за ночь он выиграл в карты 40.000 златых, этих средств могло хватить на строительство небольшого замка. В таких случаях, как правило, эти неожиданные выигрыши он раздавал нуждающимся людям знатного происхождения.
В собственных типографиях Шпорк издавал много книг философского и религиозного толка, не всегда устраивавших представителей церкви. В соответствии с инквизиторским процессом, Шпорк был провозглашен еретиком, в результате чего была изъята его обширная библиотека, подверглись обыску его поместья, а сам граф должен был заплатить большой штраф. Много книг, признанных иезуитами вредными, было сожжено. Иезуитам даже удалось посадить Шпорка и некоторое время он был в заключении.

Более всего прославился Шпорк в качестве мецената. Он встречался с самыми известными архитекторами, скульпторами, художниками, граверами, поэтами и композиторами своей эпохи. По рекомендации Каньки, он помог М.Б.Брауну с устройством мастерской, часто приглашал в гости художников и ученых.
Граф помогал в финансировании строительства первого дворянского театра в Праге, а в его театре в Куксе прошло первое представление итальянской оперы в Чехии. Вероятно из Франции Шпорк привез пристрастие к лесному рогу и создал возможность к расширению игры в Чехии на этом музыкальном инструменте.
Кроме того, он был большим любителем охоты и в основанный им Орден святого Губерта вступило множество представителей дворянства, в том числе, император Карл VI.
О строительстве в долине Эльбы курорта Кукс, восхищавшего европейскую знать его высокохудожественным оформлением, природной галерее Бетлем – отдельный рассказ.
Похоронен граф в фамильном склепе, находящемся в крипте госпитального костела св. Троицы.
********************************************************************
Родовая линия Шпорков продолжалась соединением с родом Свеертс. Обе дочери получили монастырское воспитание и в течение нескольких лет были прилежными переводчицами книг, которые издавал отец. Старшая из дочерей в 13 лет ушла в монастырь целестинок. В 1705 г. для нее и еще шести монахинь граф отремонтировал для них град под монастырь. А младшей дочери Анне, воспитанной у бенедиктинок, отец запретил уходить в монастырь, она должна была выйти замуж за кузена. Наследница Анна продолжала дело отца и даже расширила госпиталь, построив больницу.
*********************************************************************
Франтишек Карел Свеертс, муж Анны, занимался хозяйственными вопросами, издал специальную публикацию о земледелии и заложил в Лысе сельскохозяйственную школу для практикантов.
Потомки графа не занимались курортным делом, но поддерживали традиции рода, уделяя особое внимание госпиталю, больнице и аптеке.

 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=26.27 CZK
1 USD=23.29 CZK
100 RUB=39.48 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24330 статей
28255 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+