cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
 
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Ледницко - Валтицкий ансамбль
 
Ледницко-Валтицкий комплекс - один из самых обширных ландшафтных ансамблей, созданных в мире. Владельцы поместья из рода Лихтенштейнов потратили столетия, чтобы превратить свои угодья в один огромный парк, в котором барочная и псевдоготическая архитектура замков соседствует с небольшими постройками в романтическом духе на фоне пейзажей в стиле английских парков.
На северной стороне расположен замок Леднице, на южной - замок Валтице, а между ними - семикилометровые аллеи, соединяющие обе эти лихтенштейнские резиденции, вокруг которых раскинулся парк с садовыми постройками и ландшафтными композициями. Английский парк плавно переходит в свободный пейзаж, в который включается река Дые, несколько прудов, а также ряд построек в стиле ампир - павильоны, беседки, храмы, художественные «руины», искусственные пещеры, минарет со смотровой площадкой, акведук и мн.др. В списках мирового культурного наследия ЮНЕСКО - с 1996 года.

Если в детстве вы обожали сказку "Три орешка для Золушки", то советуем вам поехать в Леднице. Именно здесь снималась эта сказка.

Романтический замок Леднице стоит почти на самой границе с Австрией, среди великолепной природы на побережье реки Дые. Раньше здесь возвышалась старая готическая крепость, которую упоминали еще в 1222 году, именно ее маркиз Пршемысл когда-то подарил Лихтенштейну. Род Лихтенштейнов владел поместьем более 600 лет - до конца Второй мировой войны (теперь – национальная собственность).
Замок Леднице несколько раз менял свой облик в соответствии с доминирующими в определенные времена архитектурными стилями. В 16 веке крепость преобразилась в этакий манерный замок в стиле ренессанс. Во время тридцатилетней войны замок серьезно пострадал при нападении шведских войск, затем поврежденные объекты были полностью отреставрированы и превращены в барочную резиденцию дворянского рода. Реконструкция продолжалась до середины 18 века, в нее вложили свою лепту ведущие мастера строительного искусства. В 18 и 19 веках перестройки и реконструкции изменяли и дополняли комплекс, используемый владельцами в основном с репрезентативными целями, при этом не все постройки были перекрыты новыми.
Сейчас этот замок называют «новоготической жемчужиной», а вместе с парком ансамбль причислен к известнейшим постройкам романтизма в ЧР.

Ледницкий дворец. Сказка под солнцем Моравии
 
Волошина Марина
Замки бывают разные. Большие и маленькие, помпезные и скромные, парадные и для жизни, с привидениями и без (хотя такой замок может носить это гордое звание с весьма большой натяжкой), нарядные и мрачные, знаменитые и преданные забвению… В общем, отыскать замок по душе, и на любой вкус, даже в наш век стандартов, вполне возможно. Особенно удачными эти поиски обещают стать в Чехии. Поэтому отправляясь в путешествие по славной Чехии, нарисуйте в воображении замок своей мечты и ждите, когда из-за поворота, из гущи зелени или со склона реки вам покажется каменный замок или кружевной дворец (их часто называют в Чехии на французский манер Chateau), который вы представляли в мыслях, когда мама читала сказки о Спящей красавице или Золушке, а может быть, баллады о благородных рыцарях и могущественных королях.
В своем слегка странном путешествии по пивным заводам и замкам Чехии (услада тела и души), мы повидали множество знаменитых построек, претендующих на звание замка, но почти все они вызывали у меня лишь любопытство или сухой исторический интерес, а порой даже разочарование, ибо они совершенно не соответствовали моим романтическим представлениям о том, каким должен быть настоящий замок. То меня не устраивал размер, то внешний вид, то скромная обстановка или обилие жутковатых рогов и прочих охотничьих трофеев на стенах снаружи и внутри. И вот одним прекрасным августовским утром я наконец-то увидела то, перед чем не смог устоять мой скептически настроенный ум и излишне богатое воображение. А моя голова, утомленная солнцем и обилием информации, воспряла из бездн серьезных размышлений к наивно-восторженному восхищению.
Ледницкий дворец сиял под жаркими лучами солнца, которое словно подарило ему все свои оттенки – от слепящего лимонного до нежно медового, от сахарно белого, каким оно часто бывает в пустыне, до золотистого. А сапфировое небо служило подобающим фоном для этой роскошной картины величия и праздничности, изысканности и игривости, человеческой расточительности и гениальности. Ледницкий замок, или скорее дворец, так мы будем его называть в дальнейшем, был подвержен изменчивости стилей, вкусов, моды, как и все остальное на земле. Поэтому его хозяева на протяжении сотен лет, начиная с 1245 года, когда Ледницкое владение впервые было упомянуто в летописи (тогда его посетил король Вацлав I), переделывали и перестраивали дворец сообразно своим пристрастиям, вкусам и финансовым возможностям. Хотя мировая история знает множество примеров, когда хозяева, затеявшие грандиозную реконструкцию, полностью разорялись на столь безумном предприятии.
С 1249 года земли Леднице и близлежащих районов, в радиусе 250 километров, перешли в постоянное владение одной из самых знаменитых и могущественных семей Чехии – рода Лихтенштейнов (Liechtenstein). И, наверное, именно это стало звездным часом дворца, который во все времена, будучи то средневековой крепостью в XV веке, то ренессансным замком в веке XVI, и превратившись наконец, после нескольких перестроек, в сказочный дворец в стиле новая (Тюдорская) готика в XIX веке, всегда был известен как одна из самых великолепных построек Чехии.
В 1629 году один представитель рода Лихтенштейнов, Карел Еусебиус (Karel Eusebius), в возрасте 16 лет отправился заграницу, а вернувшись на родину в 1632-м, получил во владение эти необъятные земли и замок. В отличие от своих воинственных и амбициозных предков, Карел совершенно не интересовался политикой, его скорее привлекало все прекрасное. И именно его “Записки об архитектуре” сформировали на века семейную философию по отношению к высокому искусству архитектуры. Карел чувствовал, что богатство обязывает его оставить после себя величайшие произведения искусства как достойный памятник семье Лихтенштейнов. А что как не величественные и прекрасные сооружения смогут прославить имя семьи и стать красноречивыми свидетелями богатства и могущества, без излишней похвальбы и гордыни. И сегодня каждого вновь прибывшего посетителя, как и много лет назад, дворец Леднице ни в коем случае не подавляет и не пугает, а лишь восхищает своей изысканной архитектурой. Стрельчатые окна, зубчатые башни, кружевные растительные орнаменты словно переплетения причудливых растений, одно крыло замка плавно перетекает в другое, сливаясь в магическом архитектурном танце. И все это только снаружи, а внутри - комната за комнатой, зал за залом, и гость пребывает в состоянии изумления и приподнятости чувств, отдавая скромную дань изобретательным хозяевам, воспоминания о которых живут в каждом уголке замка.
Вот мы входим в “Охотничий зал”, где со стен не мигая смотрят чучела речных орлов, ибо в замке долгие годы сохранялась традиция охоты с этими царственными птицами. И вдруг среди множества огромных птиц выделяется что-то совершенно необычное – чучело легендарного белоснежного единорога. Разыгравшееся воображение шепчет, что, может быть, в необъятных парках и лесах дворца водились эти мифические пугливые животные, но гид спешит опустить нас на землю, сказав, что прямой, длинный и острый рог единорога сделан из зуба рыбы нарвы, что ж, рыба тоже была внушительных размеров, коль имела такой зуб, пусть даже один. Двигаемся дальше в не менее живописную комнату – Африканскую, здесь хранятся трофеи Лихтенштейнов: шкуры, рога, украшения, всевозможные традиционные одежды – в общем, сувениры веков колонизации, или своеобразный музей искусства и быта Африки. Далее следует менее зловещее и более утилитарное помещение жилой половины – ванная комната, с весьма необычной розоватой ванной из цельного куска мрамора, в ней можно было понежиться в целом кубометре воды (хотя нежилась там лишь хозяйка, да и то не часто, примерно раз в месяц, а все остальные мылись в той же воде, друг за другом, согласно рангу). Рядом с ванной красуется унитаз в форме рыбы, не той ли зубастой нарвы? Да, сантехника уже в те времена принимала причудливые формы и цвета. Что еще заинтересовало технически подкованных журналистов, так это необычная система отопления: в каждой комнате в углу имеется круглое латунное отверстие, через которое поступал теплый воздух из печей, топившихся в прихожих, дабы не носить грязь в парадные помещения.
И вдруг мы попали в совершенно другое измерение, а точнее, страну. Мы оказались в китайском кабинете, славящимся своими обоями из рисового папируса. Обои эти имели не только функциональное и декоративное назначение, но и отражали древнюю китайскую философию, что человек ничто в сравнении с великой природой, а поэтому на обоях люди изображены намного меньше ростом, чем птицы и животные. Мы не обиделись на китайцев.
Вообще стены и обои в этом дворце могут о многом рассказать. Так, на стене в коридоре висит знамя гусарского полка с надписью “Pro Rex & Patria” (За короля и Родину). С этим знаменем Ян Йозеф I Лихтенштейн (Jan Josef I) вел в бой при Аустерлице (оный сейчас находится на территории Чехии и носит имя Славков, так что при случае можно тоже оказаться под небом Аустерлица) свой гусарский полк, а над дверью одной из комнат сохранились выцветшие обои, которым уже более 250 лет. Мраморные ванны, старые знамена и обои, и чем, скажете вы, здесь восхищаться? Вот, надо всего лишь продолжить путешествие, чтобы очутиться в так называемых представительских помещениях. Здесь от всего захватывает дух, но больше всего от потолков и мебели, а также лестницы. Лестница эта – главное украшение дворца (даже несмотря на строгий запрет фотосъемки все норовили возле нее запечатлеться). Это ажурное витое совершенство, состоящее из 38 ступеней, делали в течение пяти лет три мастера из цельного массива дуба, а на вид она кажется сплетенной из тончайшего кружева.
Надо сказать, что во время блуждания по комнатам дворца начинает немного болеть голова, так как ее все время приходится задирать, чтобы не пропустить чудес, созданных человеческими руками, а именно, деревянных потолков из липы, канарского ореха, дуба, повторяющих причудливые готические орнаменты, которым дерево придает более теплое домашнее звучание, не лишая при этом грандиозности и парадности.
Но жители замка отличались не только отменным вкусом, храбростью и чувством собственного достоинства, согласно девизу рода “Честь, дружба, и мир – это больше, чем богатство”, не чужды им были и простые человеческие радости семейной жизни, в которой некоторые из них добились значительных рекордов. Так, в бирюзовом зале взгляд останавливается на необычном портрете. Задумчивый взор слегка припухших глаз, румяное лицо и выступающий живот, да женщина несомненно беременна. Но портрет, по словам гида, был сделан в 1586 году, и тогда, во времена барокко, не было принято изображать дам в подобном положении. Но оказалось, что это хозяйка дворца, жена одного из Лихтенштейнов. Эта несчастная, или по своему счастливая женщина, вышла замуж в 25 лет, и за 21 год совместной жизни родила своему мужу 24 детей (при этом двойня у нее была лишь один раз), поэтому у художника просто не было времени запечатлеть ее в ином виде, а искусство должно быть правдивым. После смерти своей супруги Гартман Лихтенштейн женился во второй раз, и от новой жены у него было еще 10 детей. Боже, и как же они делили наследство? А делить было что.
Помимо великолепного дворца, Леднице славится своим грандиозным парком в 195 гектаров, 170 из которых сейчас занимает живописный английский парк, и 10 французский регулярный парк, да еще ко дворцу примыкает ажурная оранжерея, очень напоминающая сад, в который так хотелось попасть Алисе. Первоначально на месте французского парка существовал парк, созданный итальянскими архитекторами в XVI веке, он изобиловал скульптурами, фонтанами всевозможных форм, беседками, гротами, вазами и прочими изысками ландшафтной архитектуры. А нынешний парк, с расчерченными дорожками и уникальными стенами из двух тысяч красных буков, с замысловатыми рисунками клумб существует уже 200 лет. Раньше в этом геометрическом Эдеме трудилось 100 садовников, а сейчас за его состоянием следят всего 12 работников музея.
Французский и английский парки - как две стихии, в одном царствует геометрия и человек, а в другом - искусство и сама природа. На 170 гектарах, конечно не без помощи человека, расположились более 450 разных видов лиственных деревьев и 175 хвойных. А всего английский парк приютил 13 тысяч деревьев, и некоторые из них повидали не мало на своем веку. Прогуливаясь по живописным дорожкам парка, прячась то в ветвях платана, то ливанского кедра, можно повстречать несколько дубов-долгожителей, самому старому из них более 300 лет (мы смогли обнять этого почтенного старика лишь впятером).
Прогулка по этому парку может занять довольно много времени, поэтому служители музея приглашают гостей в конные, пешие, велосипедные и даже лыжные путешествия, так что вовсе не обязательно ездить в Леднице только летом, его великолепие открывается разными гранями в любое время года. Но раз уж мы приехали летом, когда знаменитые ледницкие пруды, искусственные запруды, богатые рыбой, блестят водой, а не льдом, то не грех прогуляться по необычному мосту из 16 островов. Это сооружение может послужить неплохим примером утилизации мусора, так как эти острова состоят не из чего иного, как строительного мусора, оставшегося после грандиозной реконструкции дворца в 1846--1858 годах. Вообще, в английском парке величие человеческого разума, и человека вообще, которому, как мы помним, китайцы отводили не первую роль в сравнении с природой, все же спорит с этой самой природой. Поэтому среди разнообразия деревьев, благоухания цветов и криков птиц не сразу привлекает внимание неказистое сооружение, при ближайшем рассмотрении оказавшееся водяной турбиной Каплана, благодаря которой дворец освещался электричеством.
Да, человеку свойственно бросать вызов всему и всем, а может быть, это всего лишь безрассудство? Вот, например, в зеркало вод одного из самых живописных уголков парка смотрится стрела минарета. Это сооружение высотой 60 метров чудесно дополняет романтические дебри английского парка. Столь необычная постройка в мавританском стиле появилась здесь в 1797--1804 годах. И если кто-то мог подумать, что один из владельцев замка таким образом выказал кардинальную смену веры, он жестоко ошибается, так как это всего лишь романтическое дополнение ансамбля дворца. Некогда, по задумке архитектора, минарет составлял с башней дворца главную ось, на которой располагались мраморные скульптуры, вазы, открытый театр, но теперь былое великолепие отвоевала природа. У минарета - квадратная основа с тремя сводчатыми галереями с каждой стороны, на первом этаже имеется 8 комнат, где когда-то хранилась коллекция восточных ценностей. Над ажурной основой поднимается башня, на вершину которой ведут 302 ступени, и завершается все это сооружение верхушкой с полумесяцем. Говорят, что с верхней площадки минарета в хорошую погоду видно Австрию.
При взгляде на это великолепие в голове незамедлительно возникает вопрос: “А как же это строили?” На востоке говорят: “Чтобы построить высокий минарет, надо сначала вырыть глубокий колодец, заполнить его камнем, а потом все это перевернуть”. Строители ледницкого минарета, не поддерживаемые волей Аллаха, столкнулись со всевозможными сложностями. Так как конструкция непременно должна была стоять у кромки вод, дабы живописно отражаться в их безмятежной голубизне, то в вырытом фундаменте постоянно скапливались подземные воды. Тогда на пятиметровую глубину вогнали 500 свай из ольхи, сковали их железными кольцами, сверху положили слой из 48 дубовых свай, на них слой камней, и таким образом образовались подвалы, на которые и поставили Минарет. Но в начале 60-х годов XX века подземные воды ушли, сложная конструкция начала высыхать, и минарет стал медленно превращаться в Пизанскую башню.
Сейчас это грандиозное сооружение держится на прочнейшем бетоне, прославляя имя своего создателя Йозефа Гартмунда (Josef Hardtmuth), изобретателя грифельного карандаша. Во дворце ходит легенда, что идея изобретения карандаша пришла ему в голову именно во время создания минарета, который своей формой напоминает карандаш, ну или наоборот.
Кроме архитектурных и природных деликатесов, замок Леднице готов побаловать своих гостей добрым вином. В левом крыле замка располагается чудный магазинчик, в котором можно отведать местных вин и тут же их приобрести.
Уезжать из Ледницкого замка очень не хотелось, потому что мы еще не видели представления охоты с белоголовыми орлами, не слышали скрежета шпаг в залах дворца, не танцевали средневековые и барочные танцы и не поймали ни одной рыбы в ледницких прудах, и не записались ни на один из факультетов сельскохозяйственного института, студенты которого учатся прямо в старом английском парке. Так что если у вас есть время, и вы окажетесь в Чехии, а точнее в Моравии, непременно поезжайте в сказочный дворец Леднице, где иногда бродит привидение старой директрисы музея (так шутят местные экскурсоводы).
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=26.03 CZK
1 USD=22.34 CZK
100 RUB=37.26 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24351 статей
28269 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+