![]() ![]() |
||
Полезная информация
|
![]() ![]() Вирхов дворец и рококо Ведущим архитектором пражского рококо стал Ян Йозеф Вирх (1732-1782), знаток венской архитектуры. Перестройка монетного двора на Целетной ул., № 587, Бретсфельдский дворец на Нерудовой – предшественники главного дела молодого Вирха – реконструкции архиепископского дворца, который еще называют Вирхув дворец. Впечатляющий мощью и статью фасад здания и сегодня выразительно продолжает силуэт Града в панораме города. А история этой перестройки такова: после засыпки рва в ходе Терезианской перестройки между Градом и дворцом, по мнению архиепископа Пршиховского, появившийся новый репрезентативный вход в ареал Града было необходимо согласовать со зданием архиепископства. С этой целью и был приглашен молодой, но уже известный архитектор Вирх. Под влиянием классицизма Вирх сумел совместить в своем творчестве огромный монументальный материал с игривым декором в стиле рококо. не перечеркивая, а напротив, относясь с почтением к работе своего предшественника Матея, он вкомпоновал в новую концепцию не только центральный мраморный портал, но и оставил практически весь центральный ризалит, включая объем надстройки, решив фасад в новом стиле, придав ему больше монументальности. Расширение дворца за счет боковых крыльев отразилось на главном фасаде добаввлением боковых ризалитов. Появился четвертый этаж, а высокий парадный этаж (piano nobile) переместился со второго на третий этаж. Ставший большим по площади и более монументальным, фасад был украшен декором в стиле рококо, а двор поделился на две части двухъярусным мостом с крытым коридором на аркадах, кровля которого опирается на спаренные колонны. Путти (игривые херувимы) с канделябрами на подкровельном карнизе и скульптурные группы главной лестницы – копии с работ Платцера, работают, как элементы нового стиля. В интерьерах дворца стиль рококо ярче всего проявился в решении парадной лестницы дворца, где в отличие от монументальности барокко читается «итнтимность», покой и стать, интерьеры светлых салонов светятся белизной и золотом хрупкого рокайля (мотив орнамента - стилизованная раковина), типичного элемента рококо. И сегодня интерьер Тронного зала украшает коллекция из восьми великолепных французских гобеленов с изображением экзотических мотивов на сюжеты о Новой Индии, ценнейшие произведения изобразительного искусства. Витиеватая резьба по дереву, лепка, украшающая потолки и стены салонов и других помещений, большое количество стекла, фарфора, люстр и стильной мебели дополняют интерьеры дворца в стиле рококо. Дата публикации: 26.01.2005 Архиепископский дворец Первая резиденция епископов, как известно, находилась в Пражском граде возле кафедрального собора св. Вита с 10 по 12 в., старый дом пробста по-прежнему стоит на 3-м дворе Града.
Затем резиденция была перемещена в Епископский двор возле Юдитина моста. В 1344 возникает пражское архиепископство. Епископский двор (от которого осталась лишь башня на Мостецкой улице, во дворе дома №47) был уничтожен в 1419 г. и только в 16 в. при новом назначении католического епископа возникла потребность в новой резиденции. На месте, где стоит Архиепископский дворец, в эпоху средневековья находилось 8 городских домов с участками. Основой современного дворца стало строительство дома секретаря чешской палаты и фаворита императора Фердинанда-1 Флориана Гриспека из Гриспаха в стиле раннего ренессанса. Пожар 1541 года остановил строительство, для окончания которого был использован императорский кирпич. В 1561г. объект купил Фердинанд-1, передав его в распоряжение пражского архиепископа Антонина Бруса, с тех пор здесь разместилась архиепископская резиденция. Вскоре после этого началась реконструкция по проектам придворных архитекторов Вольмута и Аосталли в стиле зрелого ренессанса, дополненная в позднем ренессансе. В конце 17 в. осуществилась перестройка объекта в стиле раннее барокко по проекту французского живописца Матея, которого пражский архиепископ Ян Фридрих Вальдштейнский назначил своим придворным архитектором под патронажем Лураго, а в 20-х г. 18 в. была построена консистория (епископская канцелярия). Современный вид дворец приобрел в 1764 – 1765 г. по проекту Вихра, представителя пражского рококо, поэтому его называют еще и Вихровым дворцом (о рококо - отдельная статья). АРХИТЕКТУРА Объемно-пространственная структура. Четырехэтажная постройка, представляющая пражское позднее барокко и рококо, занимает участок неправильной формы. Это здание в четыре крыла с внутренними дворами, первый из которых разделен двухъярусным мостом с аркадным коридором на две части. Следующий двор находится между основным корпусом и консисторией и четвертый двор, окруженный хозяйственными постройками, находится на северной стороне. Главный фасад дворца направлен в сторону Градчанской площади. Главный портал из мрамора решен в стиле барокко, боковые (один из которых в настоящее время слепой)– в позднем барокко. Пилястры и полуколонны проходят через все этажи, либо объединяют два верхних. Балконы на третьем этаже над порталами украшены ажурными решетчатыми ограждениями. Ризалит центральной части переходит в надстройку, завершающуюся треугольным фронтоном с тимпаном. Окна в каждом этаже решены по-разному: прямоугольные в двух нижних этажах, арочные в центральном ризалите (выступе) и над боковыми порталами и небольшие круглые и квадратные в четвертом этаже. Весь фасад украшен пластическим декором (теперь копии) работы мастерской Платцера, включая большой герб архиепископа Пршиховского, вписанный в коронный карниз между 4-м этажом и надстройкой с аттиком. Пластика, украшающая дворовые фасады (с фрагментами ренессансного сграффито) – также копии работ Платцера. ИНТЕРЬЕРЫ В целом интерьеры сохранили позднебарочный характер, в этом стиле решена парадная лестница, также украшенная пластиками Платцера, Тронный зал с уникальными гобеленами и Обеденный зал с портретами пражских епископов и работами именитых художников, до сего дня дошли позднебарочные люстры и изразцовые камины. Большинство помещений первого этажа перекрыто сводами, плоские потолки 2-го и 3-го этажей богато отделаны штукатурными украшениями, а в капелле св. Иоанна Крестителя сохранился позднеренессансный свод, покрытый фресками, штукатурная лепка, рельефные изображения покровителей в нишах, рельефы пробстов, аббатов, декана карлштейнского капитула и т.д. В 1949-51 здесь был интернирован тайной полицией архиепископ Йозеф Беран. Во время последнего ремонта в конце 20 в.архиепископство временно переезжало в семинарию на Дейвице, после чего вернулось во дворец. http://pragensia.tiscali.cz/ http://www.apha.cz/ http://pis.eunet.cz/ Дата публикации: 26.01.2005 |
![]() 1 EUR=26.15 CZK
1 USD=21.51 CZK
100 RUB=28.71 CZK
2302 рубрик
24195 статей
27518 иллюстраций
|
![]() Все материалы нашего сайта можно использовать абсолютно бесплатно, но с единственным условием: ссылка (hyperlink: <a href ="http://www.iLoveCz.ru" >Туристический портал о Чехии - iLoveCz.ru</a>) на источник обязательна! Причем, использование в ссылках на наши новости атрибута rel="nofollow" это нарушение копирайта! programming by Nikolay Kulbakov/design by Marian Fusek - Embrace.cz |