cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Бывший цистерианский монастырь
 
Бывший цистерианский монастырь
Бывший цистерианский монастырь
Конвентный костел Вознесения Девы Марии
Конвентный костел Вознесения Девы Марии
Здание прелатуры
Здание прелатуры
Мост с барочной пластикой
Мост с барочной пластикой
Цистерианский монастырь у подножия Зеленой горы был основан в 1252 году.
Во время гуситских войн монастырь горел, во время правления Георгия Подебрадского был обновлен.

В 18 веке аббат Вацлав Веймлува приглашает архитектора Яна Блажея Сантини Айхла, который перестраивает монастырский комплекс, включая конюшни и хозпостройки в стиле барокко.

После сильного пожара в 1784 г. по предписанию Йозефа-II монастырь упраздняется; объекты ареала перестраиваются в замок.
Объект приобретает в свое владение род Кинских в 1930 г., в рамках реституции с 1991 г. он снова становится их собственностью.

В ареале замка-монастыря можно осмотреть:

• Конвентный костел Вознесения Девы Марии. Он был построен одновременно с монастырем в стиле ранняя готика. В начале 18 в. постройка реконструируется Сантини в стиле «барочной готики», примечательна алтарная пластика костела. Сантини применяет приемы, взятые из обоих стилей, напр.: готические окна сочетаются с барочным убранством.

• Постоянную выставку, посвященную жизни и деятельности Сантини;

• Выставку «Ждярское барокко и его создатели»;

• Экспозицию «Бог, честь и родина» - выставка о роде Кинских;

• В здании конвента – история ордена цистерианцев;
• «300 лет фортепиано» - 37 исторических инструментов из собрания пражского Музея музыки (НМ);

• Музей книги (НМ);

• Галерею деревянной пластики;

• Кладбище при замке в форме черепа - также дело Сантини;

• Мост перед монастырем, украшенный коллекцией барочной скульптуры 1761 г.

Самое главное, разумеется, не забыть осмотреть жемчужину барочной готики Сантини - знаменитый паломнический костел с. Яна Непомуцкого на Зеленой горе с кладбищем и конвентом (памятник ЮНЕСКО), находящийся в 7 минутах ходьбы от ареала бывшего монастыря.

http://www.zamekzdar.cz/
КОСТЕЛ СВЯТОГО ИОАННА НЕПОМУКА НА ЗЕЛЕНОЙ ГОРЕ (ЖДЯР-НАД-САЗАВОЙ)
 
костел св. Иоанна Непомука
костел св. Иоанна Непомука
интерьер костела
интерьер костела
Амбит, фрагмент
Амбит, фрагмент
Одна из капелл в окружном амбите
Одна из капелл в окружном амбите
Ворота
Ворота
Костел с высоты полета птицы
Костел с высоты полета птицы
После опустошительного пожара в монастыре возникла необходимость в реконструкции объекта. Новый аббат Ждярского монастыря Вацлав Веймлува был образованным человеком, знатоком и почитателем искусства, поэтому он не ошибся при выборе архитектора: в лице Яна Блажея Сантини-Айхла аббат нашел великолепного творца и единомышленника. Недаром их сотрудничество длилось 18 лет – до смерти Сантини в 1723 году. Вершиной их совместной работы стал паломнический костел св. Яна Непомуцкого, не имеющего аналогов в мировой архитектуре.

Для строительства нового костела было выбрано место на вершине холма под названием Черный лес над Ждярским монастырем. Первый камень был положен в 1719 г., а в 1722 г. костел был торжественно освящен в честь Яна Непомуцкого.

***Небольшое отступление. На одной из выставок в монастыре опровергается красивая легенда о Яне Непомуцком, под угрозой смерти сохранившем тайну исповеди королевы.
Получив образование, Ян, как весьма способный священник, стал доверенным лицом архиепископа Яна из Йенштейна, поручившем ему обязанности генерального викария. Свои обязанности Ян выполнял очень добросовестно и честно. Именно это не устраивало короля Вацлава- IV, желавшего посадить в Кладрубский монастырь одного из своих фаворитов. Ссора с королем закончилась для Яна тюрьмой, жестокими пытками и мученической смертью: связанного и с кляпом во рту, его действительно сбросили с Карлова моста. А история, которую рассказывают туристам, возникла в народе и обросла, как водится, подробностями несколько иного плана.
***
В 1784 году костел был охвачен пожаром (по всей вероятности, это был поджег), после чего был реставрирован.

Уникальность постройки начинается с плана, лучше всего читаемого с птичьего полета. Каждая деталь ареала имеет свою символику, свой смысл, свою неповторимую симметрию. Паломнический комплекс решен под символом числа «пять».

По легенде, над телом утонувшего мученика Непомука появилась корона с пяти звездами. Для постройки в так называемом барочно-готическом стиле использована характерная композиция пятиконечной звезды (у фундамента форма звезды, у костела пять выходов, на главном алтаре пять звезд и пять ангелов).
Главный алтарь запечатлел образ мученика, которого ангелы возносят на небеса.
Боковые алтари посвящены четырем евангелистам. Фигуры находятся в особенном вихре пламени, и кажется, что они сильно изогнуты.
На куполе храма изображен монументальный "язык" святого (символ святого Иоанна Непомука) в огненном кругу. Костел окружен кладбищем и амбитом.

Вокруг костела располагается кладбище, окруженное амбитом (крытым аркадным коридором) имеющем в плане 10-угольник с пятью капеллами и пятью воротами. Амбит был достроен уже после смерти Сантини в середине 18 века.

Памятник признан исключительным образцом «барочной готики», вершиной мастерства гениального пражского архитектора Сантини.


Ждяр-над-Сазавой находится примерно в 120 км от Праги, недалеко от шоссе Прага - Брно.

E-mail: info@zamek.zdar.cz, www.zamekzdar.cz
 
Жизнь и смерть Яна Непомуцкого.
 
Сегодня люди (особенно молодые), идущие по Карлову мосту, обязательно останавливаются на середине. Считается, стоит лишь загадать желание и святой Ян Непомуцкий поможет: любовь придет. А началось это поверье более шестисот дет назад и, как ни странно, с кровавой истории.
Прохожие, шедшие через Карлов Мост ранним утром 20 марта 1393 года, застыли на полпути, удивленные странным зрелищем. У мостовой башни на Малой стороне друг против друга стояли две группы людей и явно не думали о любви друг к другу. Одну из них возглавлял сам король Вацлав IV. Помимо самых доверенных придворных за спиной короля стояли вооруженные солдаты. Агрессивным сторонникам монарха противостояла небольшая группа священнослужителей. Они явно желали предотвратить назревающее столкновение и держались спокойно, демонстрируя твердость и сознание своей правоты. Возглавлял эту группу сам архиепископ Праги Ян из Йенштейна, вблизи держались оба генеральных викария: Ян из Помука и Микулаш Пихник. Недолгий разговор был прерван криками взбешенного короля. Вацлав IV угрожал своим противникам смертью. “Тебя мы утопим, тебя тоже, ну а тобой я займусь сам”,- выкрикивал король, обращаясь к священникам. По его знаку солдаты ринулись на священнослужителей. Те бросились под защиту стен Мостовой башни. Солдаты выхватили из рядов бегущих нескольких наиболее ненавистных королю прелатов. Те не защищались, а лишь молились, прижимая к груди священное писание. Вацлава IV особенно радовало, что в его руках оказался Ян из Помука. Он уже несколько раз осмелился перейти дорогу королю. Но особенную ярость монарха вызывало то, что генеральный викарий принял исповедь королевы и отказался передать ему, всемогущему владыке! В каких же грехах каялась пусть нелюбимая, но все же королева?
Арестованных отвели на Пражский Град, здесь король вновь угрожал им смертью и лично ударил мечом одного из них. Гордое молчание пленников приводило его в ярость. За угрозами последовали пытки. Для того, чтобы сохранить их в тайне, арестованных перевели в судейский дом возле костела св. Гавла на Старом месте. Здесь в подвале были пыточные камеры. Яна из Помука мучили больше суток. При этом присутствовал сам король. Когда ему показалось, что палач жалеет осужденного, он выхватил факел и начал сам пытать огнем ненавистного ему прелата. А тот по-прежнему не ответил ни на один вопрос. Когда на следующий день стало ясно, что полумертвый Ян из Помука уже ничего не скажет, кто-то из придворных посоветовал королю утопить пленника. Ему связали за спиной руки, дотащили до середины моста, здесь привязали ноги к голове на манер колеса и бросили во Влтаву. Было около девяти часов вечера, пятница 20 марта 1393 года. Легенда говорит, что когда тело мученика упало в воду, река заискрилась огнями.
Предположительная дата рождения Яна из Помук – 1340 год. Сведений о семье почти не сохранилось. Мы знаем только, что в 1369 году, в возрасте 29 лет он стал натариусом. Эта должность предполагала умение говорить и писать минимум на трех языках: чешском, немецком, латыни. В 1373-1381 годах он работает в канцелярии генеральных викариев Пражского архиепископства. В его обязанности входит ведение ежедневной хроники событий. Составленные им тексты превосходны, их отличает прекрасное знание ситуации и четкий, ясный стиль изложения. Видимо, в эти годы он получил и церковное образование. Известно, что в 1380 году Ян из Помука был назначен настоятелем костела св. Гавела на Пражском Старом Месте.
Счастливый поворот судьбы изменил его жизнь. Сам архиепископ Ян из Йенштейна направил его учиться в Италию, в одно из самых знаменитых учебных заведений того времени - Падуанский университет. В этом прекрасном городе Ян из Помука прожил 5 лет. По уставу университетом руководили 2 ректора. Один избирался итальянцами, другой - заальпийскими студентами. Поскольку ректор разбирал возникающие спорные ситуации, на эту должность избирали самого справедливого, добропорядочного человека. Заальпийские студенты избрали своим ректором Яна из Помука. По сохранившимся воспоминаниям представитель Чехии блистал своими знаниями и завоевал всеобщее уважение своим нравственным поведением. В 1387 году он блестяще выдержал экзамен и получил звание доктора церковного права. Через 135 лет, в 1522 году в том же Падуанском университете получил докторское звание студент из далекого белорусского города Полоцка Франциск Скарина- будущий восточнославянский первопечатник. А издавать свои книги Ф. Скарина будет в Праге.
А пока Ян из Помука возвращается в родную Чехию. Мы знаем, что в 1389 году он был назначен каноником на Вышеград, затем последовали другие престижные и важные назначения в церковной иерархии. Осенью того же года архиепископ назначает его генеральным викарием. Это должность отождествлялась с постом заместителя архиепископа. На нее мог назначаться только преданный и надежный человек. Такая преданность и надежность сыграли роковую роль в судьбе Яна из Помука.
В это время шел острый конфликт между королем Вацлавом IV и архиепископом Пражским Яном из Иенштейна. Вацлав наследовал от своего отца великого Карла IV титул императора Священной Римской империи, но оказался неспособным сохранить его обширные владения. Решающим фактором внешней политики того времени было одновременное существование двух римских первосвященников (позже появится и третий римский папа). Папе Клименту VII, жившему в Авиньоне, противостоял ставленник итальянских кардиналов римский папа Урбан VI Пражский архиепископ Ян из Йенштейна, которого король Вацлав сделал канцлером Священной Римской империи, твердо поддерживал папу Урбана. Прибывшее в Прагу из Парижа посольство, сумело убедить Вацлава IV перейти на сторону авиньнонского папы. Так начался конфликт короля и архиепископа. Вацлав IV и Ян из Йенштейна перестали встречаться друг с другом. Их неприязненные отношения послужили официальной причиной того, что была на неопределенное время отложена церемония коронации второй супруги короля. А Ян из Помука, как человек из ближайшего окружения архиепископа, стал врагом Вацлава IV.
Страшный еврейский погром привел к прямому столкновению короля и архиепископа. Разъяренная толпа разгромила еврейский город в Праге. Погибло три тысячи человек. Подобные всплески религиозной и национальной ненависти были довольно частыми в Европе, но в Чехии подобное происходило редко. Погромы зачастую имели весьма прозаические причины. Евреи зарабатывали ростовщичеством, заниматься ремеслами им было запрещено, и находящиеся по уши в долгах люди попросту убивали своих кредиторов. Погромы, как правило, заканчивались одной и той же сценой: евреев сгоняли на площадь и ставили перед выбором - смерть или переход в христианскую веру. Большинство выбирало смерть. В Праге во время погрома 1389 года несколько десятков человек согласились изменить веру и были крещены. И тут произошло неожиданное. Министр финансов короля Зикмунд Хулер стал убеждать уцелевших евреев вернуться к религии своих предков. Доносчики зафиксировали его слова о том, что иудейская вера лучше христианской. Гневу архиепископа не было предела.
Но король ясно дал понять архиепископу, что будет защищать своего фаворита. Несмотря на это Хулер был отлучен от церкви. Это страшное по тем временам наказание, которое помимо прочего освобождало вассалов от присяги на верность отлученному. На суде Хулеру припомнили, как он однажды приказал казнить иностранного студента - богослова, обвиненного в краже. Архиепископ тогда требовал передать арестованного ему для церковного суда, но Хулер ответил отказом, и несчастного сожгли. Теперь король игнорировал все обвинения в адрес своего министра и, более того, приказал, чтобы его вассалы подтвердили свою присягу на верность. Архиепископ ничего не мог поделать. А генеральный викарий Ян из Помука, как один из руководителей церковного суда, снова перешел королю дорогу. Это уже не прощалось.
Вацлав IV задумал покончить со своими врагами одним ударом. Его план заключался в том, чтобы организовать в Чехии еще одно архиепископство, возглавить которое должен был его ставленник. Королевские чиновники уже выехали, чтобы выделить земли и имущество для нового начинания. Король выбрал центром нового архиепископства монастырь в Кладрубах, которым управлял аббат Рацка. Этот план, конечно, стал известен в канцелярии архиепископа. Теперь обе стороны желали смерти аббата , чтобы успеть первыми поставить на этот пост своего человека. И аббат Рацка очень вовремя умер. Новый аббат был ставленником архиепископа! Причем он был избран раньше, чем король узнал о смерти предыдущего. Ярость Вацлава IV не имела предела. Архиепископ и его приближенные в страхе бежали из Праги. Король собственноручно написал Яну из Йенштейна письмо с требованием вернуться для переговоров. Архиепископ, чувствуя недоброе, возвращаться не хотел. Генеральный викарий был одним из немногих, которые уговорили его вернуться. Этим сторонники мира подписали себе смертный приговор.
В среду, 18 марта, переговоры прошли спокойно и, казалось, примирение возможно. В четверг, 19 марта, встреча конфликтующих сторон у Мостовой башни была внезапно прервана арестом сторонников архиепископа. Покаявшимся, после пыток, сохранили жизнь. Генерального викария, не проронившего ни слова, казнили. Так в чешской истории появился еще один святой - Ян Непомуцкий. По легенде, над его головой взошли 5 звезд, что соответствует количеству букв в латинской фразе “Я молчал”.
Всплывшее из воды тело было вначале похоронено вблизи Карлова моста, а затем перезахоронено в соборе святого Вита. Король Вацлав IV добился отречения Яна из Йенштейна с поста архиепископа, но и сам не смог удержать власть. Он был дважды арестован и в 1400 году лишен императорского трона. Одним из обвинений, предъявленных ему, стало обвинение в убийстве Яна Непомуцкого.
Людская же молва приписала особую ненависть короля к Яну Непомуцкому совершенно другим обстоятельствам. Король был женат дважды. Его первую жену Жанну в новогоднюю ночь 1387 года загрыз охотничий дог. Второй женой Вацлава стала София Баварская. Нежные поначалу отношения супругов резко испортились. Одни, в связи в этим, судачили об измене королевы, другие - о новом увлечении короля банщицей Зузанной. Эмблема Вацлава IV, действительно, включала в себя изображение банщицы с ведерком в одной руке и веником в другой. Когда во время своих злоключение король попал в плен, банщица Зузанна помогла ему бежать.
Одинокой и нелюбимой королеве Софии нужен был исповедник. Причем, она не могла довериться священнику из окружения короля. А кто может подойти лучше, чем славящийся своей порядочностью и твердостью Ян из Помука? По легенде, во время пыток Вацлав требовал выдать ему тайну исповеди королевы. Когда пленник отказался, ему вырвали язык.
Ян Непомуцкий стал одним из любимых чешских святых. Он - покровитель влюбленных, покровитель мостов и защитник всей Чехии. Середина Карлова моста – место гибели святого - считается магическим центром, где сбываются желания. Достаточно только прикоснуться к изображению мученика на барельефе.
Вы не верите? Проверьте!
Сергей Гарбицкий

http://www.ogni.cz/ru/index.php?newsblock&id=19
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.57 CZK
1 USD=21.7 CZK
100 RUB=36.44 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+